
На определенном этапе ведения успешного бизнеса перед предпринимателем встает вопрос необходимости оформить в собственность ранее арендуемые площадки, будь то павильон для торговли, складское помещение или офисные площади. Необходимо быть готовым к тому, что приобретение даже очень небольшого по размерам помещения повлечет за собой весомые финансовые траты.
Внимание! У нас есть штатный юрист по этому вопросу! Просто позвоните по номеру телефона ниже и получите бесплатную консультацию по всем юридическим аспектам при покупке коммерческой недвижимости.
При отсутствии опыта в оформлении подобных сделок владельцам бизнеса будет нелегко обойти множество подводных камней. Остановимся на наиболее важных юридических аспектах, которые в обязательном порядке должны быть проверены при оформлении покупки коммерческого помещения.
Чистота права на собственность
Оформлено ли право собственности имущества, выставленного на продажу, непосредственно на продавца, можно выяснить, обратившись в ЕГРП – Единый Государственный Реестр Прав на недвижимость. Оформив выписку из реестра, можно получить информацию о том, зарегистрировано ли право на данную собственность юридически, нет ли каких-либо отягощений у этой сделки, например, в виде дополнительного договора аренды или ипотечного кредитного договора.
Получить выписку достаточно просто. Для этого необходимо обратиться в Росреестр с запросом, бланки запросов можно найти как в самом представительстве Росреестра, так и на его официальном сайте www.rosreestr.ru. Срок подготовки ответа обычно составляет порядка одной рабочей недели.
Стоимость оформления выписки разнится: для юридических лиц – 600 рублей, для физических лиц – 200 рублей. Организовать получение выписки можно через сайт Росреестра. Также есть возможность обратиться к различным посредникам, но их услуги обойдутся дороже, начальный ценник – от 1000 рублей.
Важно знать, что договоры со сроком аренды, составляющим менее 12 месяцев, не вносятся в учет ЕГРП. В случае приобретения собственности, отягощенной такими арендными обязательствами, арендаторам не требуется заключать договор с новым собственником, поскольку прежняя договоренность переходит на покупателя по умолчанию!
В подобных случаях следует выяснить, предусмотрена ли по прежнему контракту возможность досрочного прекращения аренды в одностороннем порядке. Если такого условия нет, то будет практически невозможно удалить арендаторов из помещения до окончания срока аренды.
Для того чтобы подстраховать себя от указанных рисков, нужно получить от продавца все имеющиеся договоры аренды на приобретаемую недвижимость. Если станет понятно, что расторжение договоров после завершение сделки проблематично, то можно предложить продавцу расторгнуть их самостоятельно, в качестве условия оформления дальнейшей купли-продажи. Такой шаг достаточно популярен при оформлении подобных сделок.
Следующим важным пунктом проверки чистоты права собственности будет запрос продавцу о предоставлении контракта на покупку им этого помещения и подтверждении проведенного платежа по сделке.
Дело в том, что при внесении данных в ЕГРП не проводится проверка оплаты по сделкам, так же как и проверка цены контракта и ее соответствие рыночной стоимости. Следствием этого являются случаи, когда, несмотря на то, что по справке из Реестра все оформлено правильно, по факту оплата приобретенной собственности по каким-либо причинам не была произведена. Тогда требования по оплате старой сделки предъявляются конечному покупателю, минуя среднее звено.
Кроме того, есть реальные случаи, когда был верно оформлен договор первой купли-продажи, приобретенная недвижимость была оплачена, но финальная сделка между продавцом и конечным покупателем признавалась недействительной, и объект переходил обратно к первому владельцу, оставляя честного покупателя ни с чем. Причиной такого поворота событий была заниженная стоимость первой сделки, что давало право суду перевести ее в разряд безвозмездных. Такие случаи встречаются в практике нечасто, но могут иметь место, особенно при сроке давности первой сделки менее 3-х лет.
Запрос документов в кадастровых органах
В список кадастровых документов входит техпаспорт на помещение, план каждого этажа здания, экспликация помещений. Все эти документы имеет смысл проверить до совершения сделки.
Эти бумаги предоставляют более полную и детальную информацию о приобретаемом объекте (а именно: адрес нахождения объекта, его схематичный план помещений), подтверждают, относится ли он к жилому или нежилому фонду, полностью ли завершено строительство данного здания.
Важным моментом, который находит отражение в кадастровых документах, является наличие несогласованных перепланировок помещения. В большей степени такое несоответствие актуально для жилого фонда, но и владельцам коммерческой недвижимости это нарушение может принести проблемы.
Незарегистрированная перепланировка может стать преградой при регистрации договора о предоставлении в долгосрочную аренду такой недвижимости в дальнейшем. Основанием для отказа служит несоответствие предмета, указанного в договоре, с данными в ЕГРП и информацией в кадастровых документах. С такой же проблемой можно столкнуться и при оформлении недвижимости в ипотеку.
Прочие документы коммерческой недвижимости
После того, как объект пройдет проверку на юридическую чистоту, и право собственности продавца подтвердится в полном объеме, стоит рассмотреть договоры продавца на коммунальные услуги по объекту.
В первую очередь это обеспечение помещения водой, электричеством, газом. Обычно договоры с коммунальными службами имеют стандартную строго оговоренную форму. Важными пунктами проверки в данном случае будут полнота обеспечения недвижимости коммунальными услугами и отсутствие задолженности по их оплате.
Отсутствие обеспечения каким-либо ресурсом в полной мере может привести к ограничению возможности использования объекта. Наличие же задолженностей часто становится причиной полного отказа в предоставлении какой-либо коммунальной услуги. Обычно принципы кооперации с коммунальными службами отражены в соответствующих параграфах контракта.
В заключение стоит подчеркнуть, что при оформлении сделки по приобретению коммерческой недвижимости, так же как и при любой другой сделке, необходимо проверить самого контрагента.